Физическая теория
Патент на изобретение

Дополнения к 2 примеру

 

В открытом космосе в состоянии невесомости и покоя находится ракета, снабженная полезной массой, реактивным двигателем и баком с топливом. В ракете используется маломощный реактивный двигатель, который на номинальном режиме имеет малую тягу и низкий расход топлива. В начальный момент времени t=0 включим реактивный двигатель. Согласно второму закону И.Ньютона при работающем двигателе ракета будет находиться в состоянии равноускоренного набора скорости (уменьшением массы ракеты за счет сгорания топлива пренебрегаем ввиду сопоставительно низкого темпа этого сгорания). Определим механическую мощность реактивного двигателя ракеты, работающего на номинальном режиме.

Старая энергетика.
Работа произвольной движущей силы равна: А=F.S, где S - перемещение именно тела по направлению движущей силы F, действующей на тело, за период времени  () фактического движения. По определению, мощность N равна: N=A/. Следовательно, для механической мощности движущей силы можно записать формулу: N=A/=F.S/=F.v, где v - скорость движения именно тела по направлению движущей силы F. При равномерном движении тела (когда величина движущей силы точно равна величине силы трения и сопротивления) скорость (v) именно тела постоянна, и мощность N неизменна. Этот наиболее распространенный и самый простой (но всего лишь) частный случай создает легкомысленное и обманчивое впечатление, что нахождение механической мощности – это тривиальная задача, давно и безошибочно решенная. Однако, данная задача заставляет относиться к себе более серьезно сразу же, как только начинается рассмотрение другого частного случая. Интересные вопросы порождает равноускоренное движение тела (когда неизменная движущая сила сбалансирована одной лишь силой инерции тела) при линейно меняющейся скорости (v) именно тела. Если быть последовательным, то в этом случае необходимо трактовать (v) в формуле для N и саму мощность N, как величины, принимающие мгновенные значения, которые заведомо непостоянны и одинаково изменяются пропорционально времени наблюдения t .
Пример 2 представляет собой одно из практических воплощений как раз последнего случая. Неотступно следуя формулам старой энергетики, мощность движущей силы (конкретно силы Fд тяги двигателя ракеты) следовало бы записать следующим образом (для малого ): Nд=Aд/=Fд.S/=Fд.v=Fд.q.t , где: v=q.t и q=const – соответственно, скорость и ускорение именно тела (ракеты), к которому приложена сила Fд. Из полученной формулы вытекает, что мощность Nд работающего реактивного двигателя непостоянна, и ее мгновенные значения растут со временем также быстро, как растут мгновенные значения скорости ракеты.
Прикладные исследования реактивного движения, вероятно, впервые подняли вопрос о мощностях при равноускоренном перемещении тел в пространстве. Причем, действительно разумным и единственно приемлемым мнением относительно мощности реактивного двигателя было признано, что она сущностно является одинаковой независимо от текущей скорости ракеты. Но этому обстоятельству, как мы видим, в корне противоречит теоретический результат старой энергетики (строгий в рамках старой энергетики).
Данное затруднение отцы-основатели ракетной тематики (при соучастии в целом старой энергетики) обошли путем подмены понятий в формуле Nд=Fд.v , общий вид которой никто не догадался и не решился поставить под сомнение. Было волевым образом решено в “безупречной” формуле Nд=Fд.v в качестве скорости (v) вместо скорости ракеты подставлять скорость vс=const истечения реактивной струи относительно ракеты (игнорируя уже то, что (vс) противоположно направлена работающей силе Fд). Тем самым, был достигнут желаемый “теоретический” результат : Nд=Fд.vс=const .
На самом деле просто, старую энергетику локально выручила возможность привлечь постоянную скорость реактивной струи, присутствующей (на обманчивое счастье старой энергетики) в процессе действия движущей силы Fд. А старая энергетика еще более уверовала в себя и самодовольно продолжила почивать на лаврах, вместо того чтобы научно чистоплотно разобраться в своих нестыковках (тем более, что всевозможных ресурсов и времени для работы над ошибками у старой энергетики было предостаточно). Даже если бы реактивная тяга была единственной в Природе силой, способной перемещать тела, то все равно – отмеченная подмена понятий не перестала бы быть недопустимой подгонкой результата, какие бы оправдания этой подмены не приводились бы. Но уязвимость старой энергетики еще больше и усугубляется тем, что в Природе (позвольте напомнить) много других видов движущих сил F. Они также сообщают телу, испытывающему их воздействие, скорость v=q.t (где q=const) и также характеризуются постоянной мощностью. Однако на беду старой энергетики, действие подобных сил - если и сопровождается макроскопическим движением чего-то вспомогательного (связанного с самим телом), то это движение (пусть даже с постоянной скоростью) происходит исключительно в плоскости, перпендикулярной к линии силы, и это движение “притягивать за уши” в формулу для мощности уже совсем неприлично. А есть варианты, когда при действии подобных сил единственным, что реально макроскопически перемещается, является только именно само единое тело, но его скорость линейно меняется со временем. Т.е. во многих случаях вообще нечему приписать постоянную скорость для получения требуемого N=const при равноускоренном движении тела. Некоторый физический смысл не был бы чужд (при попытках развить старую энергетику) формуле N=F.q=const (где q=const), но такая формула не избавляет от влияния массы тела на мощность силы, да и не годится для равномерного движения тела. Все сказанное служит доказательством того, что хрестоматийная формула старой энергетики N=F.v зачастую дает неправдоподобные результаты и не должна применяться в качестве всеобъемлющего описания механической мощности.
Из наблюдаемой ситуации верный выход может быть найдет путем беспристрастного логического анализа. Формула Nд=Aд/=Fд.S/=Fд.v=Fд.q.t математически абсолютно точна, и в ней недопустима произвольная замена физических понятий и величин. Несоответствие физическому смыслу конечного выражения имеет единственное объяснение: в каком-то выражении, используемом в промежуточных выкладках, в самом по себе содержится именно физическая неточность, которая и “заражает” физической неточностью результат. В рассматриваемой формуле действительно есть одно примененное выражение, происхождение которого не доказано ни «по определению», ни теорией кинематики, а подкреплено лишь выборочными эмпирическими данными. Этим выражением (представляющим собой не более чем постулат, к тому же дефектный, как будет показано в настоящем тексте) является формула старой энергетики A=F.S. Ее и только ее не просто можно заподозрить, а неизбежно приходится признать источником физической неточности. Хочешь – не хочешь, требуют уточнения и физическое понятие механической работы, и все производное.
Аналогичные ситуации в истории науки складывались много раз. Достаточно появления хотя бы одного нового достоверного (экспериментального или аналитически рассчитанного) факта, не вписывающегося в существующую теорию, чтобы изменилась значимость существующей теории, оказывающейся на поверку неполной. Автоматически становится актуальным создание обобщающей теории, которая должна описывать помимо всех старых данных и появившиеся факты. Рассматриваемые энергетические закономерности полностью подпадают под приведенное правило методологии естествознания. Факты Примера 2 (и целый ряд других) доказывают, что изучаемый раздел физики нуждается в обобщающей теории. Первым приближением такой обобщающей теории и может считаться представляемая новая энергетика.

Новая энергетика.
Работа (1) произвольной силы F над телом равна: А=F., где  - период времени, в течение которого конкретная величина F силы, действующей на тело, практически является постоянной (мгновенное значение F силы). По определению, мощность N равна: N=A/, где А – работа силы за период времени (). Следовательно, для мгновенного значения механической мощности силы можно записать формулу :
N=A/=F./=F ,                                                                                                                      (2)
причем для длительно стабильной силы: величина  () свободна от требования быть малой и совпадает с общим временем t наблюдения, а мгновенные значения мощности не меняются и превращаются в фиксированную мощность стабильной силы. Как видим, мощность действия силы, напрямую приложенной к телу, предопределяется только непосредственно величиной самой силы.
Формула (2) новой энергетики говорит о том, что помимо общеизвестного статико-динамического проявления, сила совмещает в себе с энергетической точки зрения смысл механической мощности. В обычных задачах статики и динамики размерность силы в системе СИ : F U [1кГ ? 1м/с2]=[H] , т.е. Ньютон. В энергетических расчетах эта же сила приобретает размерность мощности. Для дополнительного подчеркивания классификационного типа того или иного физического уравнения с силами (а также по принципиальным энергетическим другим соображениям) – для мощности (2) должна быть введена новая (в добавление к существующим) единица измерения размерности мощности :
NU[1H ? 1c/1c]=[1H ? 1]=[Нр] , с соответствующим наименованием «Ньютон мощностной» (power).
Эта единица измерения, необходимая для полного описания энергетических закономерностей материального мира, имеет важные отличия и не обязана быть абсолютной копией известных единиц мощности (ведь определяются иначе чем (2) и по-разному сами известные величины мощности), которые к тому же как оказывается на поверку - между собой соотнесены с частичными искажениями истинного энергетического баланса в Природе. В тоже время, мощностной Ньютон [Нр] не исключает действия известных размерностей мощности в их сферах применения : N U [740H ? 1м/c]=[740 H?м/с]=[Лс] , т.е. Лошадиная сила, причем данная единица измерения не является устаревшей, а наоборот должна стать базовой ввиду ее энергетической объективности в соответствующих приложениях механики и технических устройствах; и например NU[1Ампер ? 1Вольт]=[1 А?В]=[Вт], т.е. Ватт, незаменимый в электрических измерениях. В целом, проблематика размерностей энергетических величин многогранна, и более подробное ее рассмотрение не является первоочередной задачей настоящей электронной публикации.
Возвращаясь собственно к Примеру 2, на основании величины работы силы Fд тяги двигателя ракеты: Ад=Fд.t , найдем механическую мощность Nд двигателя ракеты в новой энергетике (2) :
Nд=Aд/t=Fд.t/t=Fд .
Независимо от отсутствия или наличия и вида движения ракеты, заданная тяга на номинальном режиме просто по своей природе неизменна во времени: Fд=const , следовательно постоянна и мощность реактивного двигателя: Nд=const - во всех случаях, т.е. независимо от отсутствия или наличия и вида движения ракеты. Именно так и должно быть.
Вспоминая "волевое решение" формалистов о замене (v) на (vc) для получения Nд*=Fд.vc=const , необходимо отметить, что дополнительным негативным последствием данного неправомерного решения является искусственное завышение (на несколько порядков) паспортных мощностей (а также КПД) реактивных, йонных и т.п. тяговых двигателей. Проиллюстрируем ошибочность современных паспортных мощностей тяговых двигателей на примере одной камеры сгорания реактивного двигателя РД-107 ракеты-носителя «Восток». Эта камера сгорания развивает тягу Fд=250000 [Н], причем вылетающая из сопла реактивная струя имеет скорость порядка vс=3000 [м/с]. Значит, по старой энергетике паспортная мощность считается равной: Nд*=Fд.vс=750000000 [“Н.м/с”], или деля на 740 [H?м/с], также Nд*»1000000 [“Лс”], т.е. миллион “Лошадиных сил” в каждой камере сгорания. А камер сгорания на ракете может быть несколько десятков с пропорциональным возрастанием суммарной мощности ракеты. И как приятно Человеку тешить себя мыслью о таком подавляющем техническом превосходстве над Природой.
Но теперь сделаем расчет реальных мощностей. Одна лошадь, когда без особого напряжения тянет конский плуг при пахоте со скоростью примерно 1м/с, развивает продольное усилие Fл=740 [Н]. Упомянутая камера сгорания имеет тягу Fд=250000 [Н]. Сколько лошадей потребуется запряч в единую упряжку, используемую “в соревновании по перетягиванию каната” при соперничестве лошадей с камерой сгорания реактивного двигателя, чтобы “победителем соревнования стала команда” лошадей? Нетрудно подсчитать, что Fд/Fл=250000/740=338-ми лошадей совершенно достаточно для уравновешивания тяги камеры сгорания. Соответственно, механические мощности (2) новой энергетики, измеряемые в мощностных Ньютонах, могут быть приравнены в пропорции:
Nд=250000[Hp] = 338 х 740[Hp] = 338.Nл .
Если же к 338-ми лошадям добавить еще хотя бы одну лошадь, то их упряжка бесспорно потащит в свою сторону работающий реактивный двигатель с заданной камерой сгорания. Т.е. о преимуществе (в рассматриваемом аспекте) единичной камеры сгорания даже над 339-ю лошадями, а тем более над большим числом лошадей, приближающимся к 1000000 по иллюзиям старой энергетики, не может быть и речи. При этом ни одну из 339-ти лошадей ничуть не остановит сам по себе тот факт, что из сопла реактивного двигателя вылетает газовая струя с огромной скоростью порядка 9-ти скоростей звука (если конечно, обезопасить лошадей от неимоверного грохота и жара выхлопных газов).
Приведенный иллюстрационный пример показывает, что паспортная мощность камеры сгорания реактивного двигателя (в данном случае РД-107) не соответствует практической механической мощности и является завышенной на несколько порядков (в 1000000/338»3000 раз) относительно последней.

Старая энергетика.
Нельзя не признать, что во многих явлениях всех областей физики (включая механику) подтверждается формула А=F.S старой энергетики. Более того, к настоящему времени воплощенные в реальность, практически применимые технические устройства, характеризуемые особенно ценной динамической полезной работой, и их наблюдаемое действие в целом создают впечатление безальтернативности старой энергетики. Например, в редукторе любого типа (одним из простейших является обыкновенный разноплечий рычаг) выполняется с древности известное «золотое правило механики»: F.S=const , или подразумевая механическую мощность N, аналогично: F.v=const. И действительно, почти все из заложенных в Природе движущих сил и движителей не позволяют получить выигрыш в работах или в мощностях на качающемся (вращающемся) рычаге.
Так, многие движители функционируют вообще независимо от положения рычага и способны воздействовать на длинное плечо рычага с постоянством крутящего момента на протяжении полного оборота, причем без конструкционного ограничения общего количества оборотов рычага. Дальнейшее удлинение плеча рычага дает выигрыш в силе (хватает меньшей тяги движителя на конце этого плеча при сохранении момента силы тяги), т.е. мощность двигателя, создающего тягу в таком движителе, в принципе можно было бы понижать. Но необходимо учитывать и другое. Заданное эталонное действие неизменного короткого второго плеча рычага включает в себя сохранение номинальной угловой скорости равномерного вращения, что достижимо только при соответствующем возрастании линейной скорости на конце удлиненного плеча рычага (проигрыш в скорости). Среди всех принципиально возможных и существующих движителей большинство движителей обеспечивают более высокую линейную скорость в основном при двух вариантах. Или за счет переключения трансмиссии, когда возрастающая скорость движителя неразрывно сопряжена с уменьшением тяги движителя, но главное, не меняется мощность двигателя в движителе. Или без трансмиссии с возрастанием скорости, достаточная меньшая тяга получается не при меньшей мощности двигателя движителя, а по разным причинам только при изначальной и даже большей мощности двигателя. Т.е. для большинства движителей из-за тех или иных ограничений энергетически бесполезно удлинять вращаемое ими плечо рычага.
Однако, «большинство» движителей – не тоже самое, что «абсолютно все» движители. Есть примеры принципиально возможных и существующих движителей, действие которых составляет исключение из приведенного правила. Их действие характеризуется стабильностью силы тяги в независимости от скорости движения (со всеми вытекающими отсюда выигрышами применительно к вращающемуся разноплечему рычагу). Из сказанного следует, что при редукции любого типа (да и во всех остальных явлениях) выражения F.S и F.v применимы в общем случае, как обладающие не более чем кинематическим механистическим смыслом. И лишь в частных случаях (пусть даже наиболее часто встречающихся) выражениям F.S и F.v может быть приписан физический смысл энергетических понятий. Более детальное изложение упомянутых аспектов опустим.
Вернемся к области бесспорного обоснованного применения формул А=F.S и N=F.v старой энергетики, и сфокусируем внимание на технических устройствах, снабженных трансмиссией с редуктором некоторого передаточного отношения. Например, микродвигатель благодаря редуктору, очень сильно понижающему обороты, позволяет развить значительную тягу, которую одну в отрыве от остального нельзя отождествлять со значительной мощностью. А умножение значительной тяги на ничтожную итоговую скорость сразу дает отвечающую действительности очень маленькую мощность всего устройства и самого микродвигателя.
Но вот что удивительно, старая энергетика не чью-нибудь, а свою собственную правильную формулу механической мощности умудрилась использовать неправильно при описании таких прикладных задач, как движение автомобиля и определение механической мощности на валу двигателя, в том числе двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Вскроем сущность ошибок старой энергетики, в результате которых паспортные мощности на валах всех двигателей оказались завышенными по порядкам величин в 10 раз относительно истинных механических мощностей. Сразу подчеркнем, что для последних (с целью обхода путаницы в действующих единицах измерения, открывающейся в свете новой энергетики) должна применяться только одна, специальная, конкретная единица механической мощности. Эта роль по праву может быть отведена именно Лошадиной силе: NU[Лс]=[740H ? 1м/c]=[740 H?м/с].
Для начала нелишне напомнить проявления «золотого правила механики» по мощностям в устройствах с редуктором на зубчатых передачах. Пусть имеется ДВС, работающий в режиме полного газа всегда (постоянство крутящего момента на валу и частоты вращения вала во время сравниваемых опытов). Вал ДВС соединен с входным валом оборотопонижающего редуктора, передаточное отношение которого можно менять. На выходном валу редуктора (коробки передач) установлена лебедка с неизменным барабаном и тросом для вертикального подъема грузов при равномерном движении. Пусть в первом опыте передаточное отношение редуктора максимально больше единицы. Тогда ДВС обеспечит подъем предельного груза массой М1max с наименьшей по опытам скоростью V1min перемещения груза (более тяжелый груз снизил бы частоту вращения ДВС относительно номинальной заданной, что не должно быть допущено). Механическая мощность исполнительного механизма (лебедки) определяется произведением: N=g.M1max.V1min , и при малых потерях в редукторе это значение N может считаться мощностью на быстровращающемся валу самого ДВС. Последнее утверждение напрямую следует из “золотого правила механики” и еще будет использовано нами, но не является единственным объектом нашего внимания. Окончательный ответ в вопросе о мощностях двигателей помогает дать следующее следствие из «золотого правила механики».
Это следствие становится понятным при сравнении первого опыта со вторым опытом с тем же ДВС. Пусть во втором опыте передаточное отношение редуктора минимально (равно единице), т.е. обороты выходного вала не ниже, а равны оборотам входного вала. Или тоже самое, но проще, барабан лебедки установлен непосредственно на валу ДВС. Тогда ДВС обеспечит подъем незначительного груза массой М2min<M1max с наивысшей по опытам скоростью V2max перемещения груза. Причем, М2min ровно во столько раз меньше чем M1max - во сколько раз V2max больше чем V1min. Соответственно, механическая мощность на тросе (она же мощность ДВС) имеет одно и то же значение N в первом и во втором опытах. Немного перефразируем констатацию данного очевидного факта.
Следствие из «золотого правила механики»: при одинаковом функционировании двигателя (при неизменной мощности двигателя) в процессе переключения коробки передач - вращение исполнительного органа (будь то барабан лебедки или колесо транспортного средства) может быть более быстрым только при пропорциональном уменьшении истинного (с энергетическим смыслом) усилия на исполнительном органе (причем, отметим с перспективой - это усилие не всегда совпадает с силами, наблюдаемыми на динамометрах и в случаях несовпадений являющимися мнимыми усилиями энергетически). Может возникнуть недоумение – зачем автор тратит время читателей и свое время на напоминание этих тривиальных, всем известных приложений механики? Ну во-первых, обсуждаемые приложения и задачи, как будет видно, не так уж тривиальны, и формалисты оказались неспособными правильно разобраться в них. Ну а во-вторых, о существовании «золотого правила механики» начисто забыли (без такого вот напоминания) именно формалисты, навязывая поверхностную методику определения мощностей на валах двигателей. Посмотрим, в чем тут дело.
Для конкретности сошлемся на паспортные характеристики одного из серийных ДВС, например двигателя, устанавливаемого на легковой автомобиль «Жигули». Это двигатель модели LADA-2105. В режиме газа при оборотах 57об./сек. паспортный крутящий момент ДВС равен 94”Н”.м. Паспортная мощность на валу составляет: Nпасп.=94?(2p?1)?57=33500[“H”?м/с]=33,5[кВт]. Вроде бы нетруден и безошибочен формальный пересчет на Лошадиные силы: Nпасп.=33500[“H”?м/с]/740[H?м/с]=45[“Лс”]. Но действительно ли ДВС по мощности эквивалентен табуну в 45 лошадей, и крутящий момент ДВС так велик, как получается по существующим стандартам ?
Для проверки этого выберем двигателю LADA-2105 применение, несколько отличное от известного нам. Установим ДВС на тележку, трансмиссия которой содержит коробку передач с зубчатыми парами и четыре колеса наружного радиуса 0,16м. Первым назначением тележки будет – выполнение функций трактора, т.е. перемещение сцепки конских плугов при пахоте со скоростью 1м/с. Ведущие колеса тележки (примем меры для исключения пробуксовки колес) должны делать 1 оборот в секунду. Для этого необходимо включить “первую” (“низшую” по оборотам на выходе) передачу в коробке так, чтобы общее передаточное отношение трансмиссии было 57 к 1.
Вычислим тяговое усилие тележки-трактора в предположении, что крутящий момент на валу ДВС равен паспортному. Исходя из «золотого правила механики», произведение коэффициента 57 и крутящего момента на валу ДВС дает величину момента на оси ведущих колес. Эта величина момента с учетом радиуса колес аналитически предопределяет тяговое усилие тележки-трактора : Fпасп.1=57?94”Н”.м/0,16м=33500”Н”. Вспоминая тягу в 740Н при пахоте одним конским плугом, приходим к заключению, что трактор с двигателем LADA-2105 потенциально способен с нужной скоростью тянуть огромную сцепку из 45-ти плугов. Чего-то иного ожидать и не приходилось. При расчете любым другим образом для тележки-трактора будет получаться неизменный математический результат : Nпасп.=45[“Лс”]. Такая формальная однозначность и точность вводят в заблуждение, что здесь все правильно, провоцируют самоуверенность у старой энергетики и мешают ей всесторонне изучить вопрос о мощностях. Продемонстрированная зацикленная сама в себе процедура пересчетов не является проверкой истинности паспортного крутящего момента и производных от него характеристик. Подлинная и окончательная проверка осуществляется не только на базе теории, но и с первостепенной значимостью на базе экспериментов, причем с охватом всей практической сферы. Так что же показывает практика касательно реальных тракторных тяговых усилий и их обеспечивающих крутящих моментов ДВС ?
Вот факты. Для перемещения не 45-ти плугов, а в 2 раза МЕНЬШЕГО количества плугов при пахоте используется колесный трактор К-700 “Кировец” с двигателем в 6 раз БОЛЬШЕЙ мощности примерно 250 “Лошадиных сил”. И такое выпиющее несоответствие никак не может быть списано на малые потери трения в трансмиссии. По стоимости ДВС и расходу топлива все были бы рады иметь на “Кировце” не 8-ми крупноцилиндровый ДВС, а 4-х мелкоцилиндровый двигатель типа LADA-2105, который по расчетам должен был бы с запасом удовлетворять требованиям предназначения “Кировца”. Однако же, (почему-то !) так не получается.
Двигатель LADA-2105 по своим характеристикам близок к ДВС колесного трактора “Беларусь”, способного пахать максимум 5-ю конскими плугами. Причем, тяговое усилие на плугах энергетически эквивалентно такому же по величине весу в случае подъема грузов. Именно испытания с подъемом грузов могут дать точное и объективное значение крутящего момента на валу двигателя. Об этом ранее говорилось в п.4.1 Формулы открытия. Не дожидаясь полных испытаний, уже сейчас можно сделать оценки основных параметров. Исходя из практики, тяговое усилие тележки-трактора с двигателем LADA-2105 соизмеримо с суммарной силой на 5-ти плугах: Fпрак.1»5?740Н=3700Н, т.е. примерно в 10 раз меньше Fпасп.1 , рассчитанного по паспортным данным. Прямое применение «золотого правила механики» при переходе от Fпрак.1 к моменту на валу ДВС приводит к выводу, что истинный крутящий момент двигателя LADA-2105 примерно в 10 раз меньше указанного в паспорте. Соответственно, паспортная мощность на порядок завышена в сравнении с реальной механической мощностью выбранного ДВС : Nпрак.»3700[H?м/с] / 740[H?м/с] = 5 [Лс] , которая к тому же наконец-то становится корректно связанной с (фундаментальной в редукторах) единицей механической мощности [Лошадиная сила].
Итак, старая энергетика не обратила внимание на фактические тяги машин с редукторами при малых скоростях движения, да и просто ей было комфортней «закрывать на это глаза», вместо того чтобы искать причину ошибок и находить объяснение расхождениям. Но какие-то основания все-таки должны же были быть у старой энергетики для приписки крутящим моментам двигателей тех значений, что приводятся в технических паспортах. Такие основания несомненно есть. Но если во всём этом разобраться, то выяснится следующее. Экспериментаторы всё честно намерили для каждой величины в отдельности, однако “теоретики”-формалисты (как это у них часто бывает) бездумно обсчитали результаты и также трактовали их.