Экономическая теория
Один численный метод
Патент на полезное устройство

ПРИЛОЖЕНИЕ

 «ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В РОССИИ».

Основные принципы настоящей Программы и в целом всей представляемой книги были разработаны автором еще в 1991 году. Соответствующие материалы неоднократно направлялись для публикации в печатных изданиях и для рассмотрения в органах государственной власти, а также в общественных организациях России. В свое время эти предложения повсеместно были отвергнуты тогдашними политическими элитами, считавшими что именно они знают наилучший путь для страны. Позднее жизнь всё же заставила принимать ряд властных решений, в некоторых элементах соотносящихся с положениями настоящей Программы. С научно предопределенным застоем и стагнацией экономики либерального периода только возрастает актуальность такой альтернативной ему стратегии развития как нижеследующая Программа, которую надо было брать за основу уже сразу после краха “социализма” в нашем государстве, но и сейчас не поздно её взять за основу преобразований если мы хотим надежного счастья для РФ и для россиян. Больше того, к указанной цели ведет единственный исторически перспективный прогрессивный путь, и этот путь обозначается ориентирами из данной «Программы экономических реформ в России».

 

10. Хронология реформ.

Главные реформы начнутся с подготовительного периода, который совместится со стадией стабильности чрезвычайного периода (см. колонку 2 табл.1 настоящей книги), и в который плавно перетечет предшествующий чрезвычайный период. Общая длительностью подготовительного периода не более 18 месяцев. В первые 3 месяца : будут разработаны и начнут печататься новые российские деньги для предстоящей денежной реформы ; будет завершен (развернутый в чрезвычайный период) процесс восстановления государственного контроля над всеми промышленными предприятиями и другими организациями, которые до "перестройки" были государственными или почти государственными (например, колхозы), а также над всеми экономическими структурами, возникшими и окрепшими благодаря нефте-долларам. Комплексом соответствующих мер в промежуточном итоге после первых месяцев подготовительного периода в стране на определенное ограниченное время (до окончания подготовительного периода) будет полностью введена в действие жесткая командно-административная система во всём. Все зарплаты будут возвращены к тарифам и окладам годов "застоя" СССР (и также пенсии), все цены будут приравнены к ценам годов "застоя" СССР. Зарплаты и пособия будут выплачиваться только новыми деньгами, везде расплачиваться можно будет только новыми деньгами, за редким исключением (основная масса современных монетаристских российских денежных знаков останется на руках у населения и на счетах организаций до проведения полной денежной реформы). Этими мерами будет восстановлена стартовая хоть какая-то социально-экономическая справедливость и сбалансированность наряду с управляемостью реальной экономики, а главное, за срок более года до конца подготовительного периода будут достигнуты объективные на тот момент объемы производства и производительность труда в промышленности, сельском хозяйстве и т.д.
Параллельно в подготовительный период будут завершены все приготовления к основной экономической реформе созидательного периода. Будут допечатаны новые деньги в объемах, обеспечивающих проведение полномасштабной денежной реформы, см. параграф 17 данного Приложения к книге. Будет составлена и обнародована обновленная, всесторонне обоснованная шкала номинальных зарплат (см. параграф 11), общий уровень которых по-прежнему будет соответствовать годам "застоя" СССР , но при обновленных соотношениях зарплат. На основе этой шкалы и достигнутой к концу подготовительного периода производительности труда вместе с другими показателями – будут определены для созидательного периода будующие цены на ключевые виды сырья и продукции (см. параграф 11), с одновременным соблюдением разумного баланса цен. Основные результаты этих ценовых расчетов и общие «правила игры» в созидательный период еще до наступления созидательного периода заблаговременно будут доведены до населения и всех субъектов экономики, чтобы каждый субъект заранее узнал, что предстоит, и готовился к созидательному периоду экономических реформ в России.
По окончании подготовительного периода перед объявлением созидательного периода будет проведен первый этап денежной реформы (см. параграф 17), а её второй этап пройдет несколько позже. До момента денежной реформы гражданам надо сохранить у себя для обмена все любые старые отечественные денежные документы, несмотря на прекращение их хождения уже в подготовительный период. Заметим, что сбережения граждан за подготовительный период в постмонетаристских новых российских деньгах сохранятся естественным образом и перейдут на созидательный период.
После первого этапа денежной реформы государство объявит дату наступления главного созидательного периода, который продлится 10?15 лет. Его начало ознаменуется установлением новых обоснованных жестких цен (точнее, их верхнего предела) и самоличным устранением государства от управления большинством предприятий народного хозяйства, т.е. того или иного вида руководству предприятий будет предоставлена полная экономическая свобода действий.
В нижеследующих параграфах (с 11 по 18) Приложения раскрыты основные действия новой государственной власти по организации продвижения позитивной созидательной экономической реформы. Подобные действия обеспечат наиболее благоприятное для людей и наиболее эффективное (в смысле истинного прогресса страны) течение реформирования российской экономики в направлении гармоничных рыночных отношений с опорой на реальное производство.

 

11. Суть реформы.

Смысл реформы заключается в установлении жестких обоснованных цен на продукцию, превышать которые будет запрещено, и в предоставлении полной свободы предпринимательской деятельности. Верхний предел цены будет един для всех отечественных производителей конкретного товара, ставки налогов и прочее также будет одинаково. В такой ситуации любой российский производитель сможет больше зарабатывать, только совершенствуя производство (соответственно будет научно-технически развиваться промышленность) уменьшая издержки, и увеличивая валовой выпуск продукции (соответственно будет наполняться российский рынок отечественными товарами и продовольствием), что во всех аспектах и является целью реформы.
Обоснованные цены устанавливаются на первые 3 года созидательного периода. К концу первой трёхлетки себестоимость продукции сильно уменьшится. На следующие 3 года государством вводятся более низкие обоснованные цены, и опять себестоимость упадет, но не так существенно. После четырех или пяти трёхлеток цены асимптотически приблизятся к некоторому исторически локальному, предельному минимальному значению. Это является чётким (более того - строго математическим в смысле сходимости решения задачи) научным экономическим критерием окончания созидательного периода, в течение которого произойдет модернизация производства в России и структурная перестройка экономики с отсутствием дефицита отечественных товаров и продовольствия. Только после всего этого можно будет ввести механизмы свободного ценообразования и остальные атрибуты цивилизованных рыночных отношений.
Отправной пункт при определении обоснованных цен на продукцию - обеспечение через них социальной справедливости в оплате труда производящих продукцию работающих, защита интересов предприятий-производителей, а также сбалансированность всех отраслей экономики. Для этого первоначально составляется шкала оценки обществом труда людей различных профессий и категорий, в чем могут помочь соотношения зарплат в развитых капиталистических странах. На Западе достаточно справедливые соотношения зарплат сложились в результате более чем вековой эволюции рыночной экономики эпохи научно-технической революции. Мы можем во многом воспользоваться западными достижениями и по аналогии создать свою шкалу номинальных зарплат в России. [ Только такой подход позволит реально вознаграждать особенный труд людей разных сфер деятельности. Например, в реформированной милиции зарплаты будут очень большие, но зато подбор кадров будет особенный и строгий, подготовка милиционеров будет всесторонняя, спрос с милиции будет жесточайший. В нашей стране подобных областей жизни, которые надо улучшать, предостаточно.] Таким образом, каждому работающему может быть поставлена в соответствие конкретная номинальная зарплата по упомянутой шкале.
Далее, на основе общего фонда номинальных зарплат сотрудников любого предприятия, суммы амортизационных отчислений, нормы прибыли, будущих налогов и др., зная объемы выпуска продукции выбранным предприятием, можно рассчитать местную отпускную цену единицы продукции, а с учетом транспортной и торговой надбавок частную конечную цену товара. Однако, в качестве ориентировочно фиксированной максимальной, обоснованной цены будет утверждаться именно средняя цена данного изделия для ряда российских предприятий, выпускающих это изделие. Предприятие-производитель вправе выставлять индивидуальную конечную цену, меньшую предельной максимальной. Как бы там ни было, в последующем для простоты государственного и потребительского контроля цен предприятие-производитель обязано (и будет заинтересовано в том чтобы) указывать на своей продукции её конечную магазинную цену в новых российских рублях созидательного периода.
После установления твердых обоснованных ориентиров цен государство прекратит всякое командно-административное вмешательство со своей стороны в дела предприятий. Предприятия любой формы собственности смогут совершенствовать производство по своему усмотрению. Если в результате доходы какого-то предприятия возрастут, и предприятие станет более конкурентно способным, то увеличится и оплата труда сотрудников данного предприятия. Со стороны государства не будет ограничений роста оплаты труда. Т.е. упомянутые выше номинальные зарплаты по шкале с некоторыми поправками будут использоваться только для пересчета снижаемых общегосударственных обоснованных цен каждой новой трёхлетки созидательного периода.

 

12. Приватизация, акции, частная собственность
    и подлинно социалистическая собственность.

Сперва напомним историю приватизации в России: после развала СССР была проведена бандитская приватизация либерального времени ; в чрезвычайный период (см. колонку 2 табл.1) почти всё будет обратно национализировано ; к концу подготовительного периода новой властью будет осуществлена справедливая вторичная приватизация, о которой и пойдет речь далее ; таким образом, в главный созидательный период и в будущем большинство предприятий будут независимыми и самостоятельными.
В процессе приватизации при организации акционерных предприятий и при государственной продаже предприятий в частные руки новоявленный хозяин должен будет заплатить государству полную стоимость предприятия со всеми фондами. Если предприятие акционерное, то хозяином является совокупность акционеров, а акции должны выпускаться на общую сумму, практически равную стоимости предприятия (в противном случае, сильно неполноценные в общем пакете “акции” – это не более чем заемные финансовые средства по типу кредита, и они никак не связаны с правом собственности на средства производства). Отсюда ясно, что только после выкупа физическими и юридическими лицами всех акций конкретного предприятия (выкупа в доход государства) будет решаться вопрос об образовании акционерного предприятия и уже затем об обладателях контрольного пакета акций. Вообще, акционерная форма собственности имеет смысл и эффективнее среди таковых лишь тогда, когда есть один человек (или круг тесно связанных лиц), способный завладеть контрольным пакетом акций, стать де-факто хозяином предприятия и осуществлять сконцентрированное высшее руководство.
Если же у предприятия тысячи мелких владельцев (акционеров), к тому же разбросанных по всей стране, то получается коллективная собственность и коллективная же почти безответственность, похожие на догматический "социализм": общее (пусть не в масштабах целой страны, а для ограниченного множества разобщенных людей) становится фактически ничьим со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Идти на чистую коллективную собственность всё же можно и даже нужно и праведно, но лишь в одном случае - когда полноправными совладельцами предприятия являются именно его сотрудники полной численности. Здесь по сравнению с другими вариантами есть явные плюсы, причем как по пользе дела так и по личной пользе : эти люди работают непосредственно на своем предприятии, воочию видят все его проблемы, и сами могут повлиять на ситуацию и на управленческое руководство в структуре предприятия.
В соответствии с идеологией настоящей книги и предложенной Программы экономических реформ в России, приоритет в выборе модели приватизации должен быть предоставлен трудовым коллективам предприятий. Новая прогрессивная государственная власть будет исходить из того, что именно трудовые коллективы результатами предшествующего своего труда уже расплатились с инвестором (в прошлом социалистическим государством чаще всего) за постройку и организацию предприятий. Поэтому трудовым коллективам, решившим создать коллективное (кооперативное) (народное) предприятие, последнее будет передано безвозмездно. Все сотрудники таких предприятий будут выступать одновременно в двух лицах сразу - наемного рабочего с одной стороны и с другой стороны хозяина предприятия. Соответственно, доходы каждого сотрудника должны качественно удвоиться, т.е. к обычной зарплате приложится капитал прибавочной стоимости, которая (как учит политэкономия) присваивается хозяином предприятия.
Трудовой коллектив также получит право стратегического управления предприятием посредством выбора путей развития через выборы или найм руководителей или менеджеров для текущего управления производством. Расшифруем теперь право владения собственностью на средства производства у трудового коллектива. Совокупная стоимость народного предприятия в денежном выражении распределяется между членами трудового коллектива по «коэффициентам трудового участия». Для отдельного работника право владения его денежной долей будет наступать только при изменении трудовых отношений с предприятием. Т.е. например, при увольнении с народного предприятия сотрудник оставляет, как бы продает свою собственность другим и поэтому законно получает соответствующую денежную сумму в личное пользование. Но справедливо и обратное. При поступлении на работу в народное предприятие гражданин должен фактически выкупить собственность, которая затем позволит ему получать доходы в составе коллектива народного предприятия. Во всех случаях будет учитываться изменение стоимости предприятия и остальных фондов в процессе его экономического развития. Это и есть признаки необезличенной подлинно социалистической собственности на конкретные средства производства, см. рис.3 к книге.
Так в короткие сроки в начале созидательного периода в России возникнет многочисленная армия полноценных собственников - по-настоящему богатых людей, количеством которых не может похвастаться ни развитой капитализм, ни тем более номенклатурный "социализм". Народные предприятия (как и любые другие) смогут выпускать вторичные кредитные займовые “акции” с целью дополнительного инвестирования производства. Но это не будет приводить к автоматическому изменению формы собственности на строго акционерную, характерные черты которой уже были даны в начале текущего параграфа.
Весь процесс разгосударствления будет упорядочен с помощью именных приватизационных чеков ( ИПЧ ), принципиально отличающихся от чубайсовских ваучеров. Механизм стоимостной оценки ИПЧ таков. Будут взяты крупные промышленные предприятия РФ с большими трудовыми коллективами, в дополнение пожелавшими создать народные (кооперативные) предприятия. Стоимость каждого такого предприятия (в новых деньгах) делится на число работающих на нём. Полученные величины усредняются по множеству предприятий. Эта средняя «подушная» стоимость и составит цену ИПЧ в новых рублях. Она должна быть, и будет очень большой сопоставительно. Такие ИПЧ перед приватизацией будут выдаваться только гражданам РФ, имеющим трудовой стаж не менее 3 лет (дети и тунеядцы еще не заслужили право прямого получения частей собственности, созданной трудом нашего народа за многие десятилетия).
Использование ИПЧ при приватизации будет строго контролироваться государством. Например, создается народное предприятие : сотрудники сдают свои ИПЧ государству, которое затем уничтожает эти ИПЧ ; если предприятие дороже суммарной стоимости ИПЧ всех сотрудников, то последние доплачивают государству нужную сумму или временно остаются должниками государства ; если предприятие дешевле, то государство дает сотрудникам с ИПЧ «сдачу» новыми деньгами ; в то же время, совсем молодые люди могут стать обладателями ИПЧ по наследству или в дар от родителей-пенсионеров, так что молодежь может устроиться на работу в народное предприятие, внеся свой вступительный взнос в виде такого ИПЧ, или же (при отсутствии ИПЧ у не сироты) с последующей отработкой путем отчислений из личных доходов ; после создания народного предприятия дальнейшие взаимоотношения сотрудников с ним будут сопровождаться финансовыми операциями с обычными денежными расчетами просто в рублях, например, по счетам в Банках.
Четким и экономически правильным будет разгосударствление (путем акционирования на всю страну) очень дорогостоящих предприятий с малочисленным обслуживающим персоналом : какая суммарная стоимость ИПЧ придется на персонал по отношению ко всей стоимости предприятия, такую долю прав и получит персонал в управлении делами; перед уничтожением ИПЧ обслуживающего персонала будут обмениваться на акции, использование которых будет обычным, как во всем мире ; другие граждане РФ, работающие в чисто государственных структурах (см. параграф 16), смогут приобрести на свои ИПЧ акции рассматриваемых дорогостоящих предприятий ; определенную долю акций этих предприятий государство оставит за собой ; во всём этом также проявится подлинный социализм созидательного периода. Кроме перечисленного, на ИПЧ через Госбанк можно будет покупать мелкие предприятия целиком в личную частную собственность.
Именные приватизационные чеки будут поистине ценными бумагами, имеющими не спекулятивную рыночную, а нормальную объективную фиксированную стоимость в новых рублях денежной реформы. Т.е. ИПЧ - это те же реальные деньги. По желанию граждан их ИПЧ именно само государство будет обменивать на «живые» деньги по полной цене ИПЧ с последующим уничтожением этих ИПЧ. Поэтому перепродажа ИПЧ из рук в руки будет бессмысленной экономически и к тому же громоздкой юридически, потому что обязательно будет контролироваться государством. Поскольку ИПЧ - именные, то любая их передача от лица к лицу будет осуществляться исключительно нотариально.
Как таковая, частная собственность будет иметь все права на существование и будет защищена законами будущей России. Но направления распространения частной собственности будут регулироваться государством в том числе с помощью экономических механизмов налоговой системы. Будет действовать, в частности, шкала налогов на вложение капиталов : благотворительные взносы - не облагаются налогом ; с денег, вложенных в сферу услуг, в производственные предприятия по удовлетворению потребностей людей, при реконструкции (например, в смысле экологии) промышленности - взимаются минимальные налоги ; при финансировании создания предприятий тяжелой промышленности - средний налог ; с денег, используемых хозяином на свои личные запросы, начиная с некоторой суммы - берется большой прогрессивный налог. В отношении трудовых коллективов народных предприятий, как коллективных собственников, будет действовать аналогичная шкала, но с несколько меньшими ставками налогов. Все крупные финансовые операции не будут считаться законными без уведомления о них Государственного банка РФ. Таким образом, описанная система налогообложения будет работать безотказно и эффективно.

 

13. Ликвидируемые министерства.

Во-первых, все коммерческие концерны и т.п., созданные из и внутри отраслевых министерств в бытность либеральных реформ, будут обратно переведены в ранг традиционных государственных министерств и учреждений уже в чрезвычайный период восстановления реальной экономики РФ. Во-вторых, в созидательный период аппарат этих министерств будет переведен на хозрасчет. Это например означает, что предприятие, ищущее нового поставщика, может обратиться с таким вопросом в своё министерство, которое за предоставленную информацию получит денежные средства от предприятия. Если предприятиям услуги аппарата соответствующего министерства не будут необходимы, то это министерство без государственного содержания постепенно аппаратно сократится и со временем прекратит свое существование. Таким естественным путем многие ненужные отраслевые бюрократические министерства будут ликвидированы. Однако, останется несколько интегральных министерств по промышленности, сельскому хозяйству и др. Негосударственным предприятиям-производителям такие министерства тоже, мягко говоря, не очень нужны в условиях рыночных отношений, но зато само государство не может обойтись без ключевых министерств и поэтому будет их сохранять и финансировать их функционирование вместе с соответствующими государственными программами в рамках расходной части бюджета страны.

 

14. Земельный вопрос.

Современные декларативные попытки возродить сельскохозяйственное производство в России за счет фермерства и т.п. - обречены на неудачу, т.к. во всём этом не стремится участвовать основная масса крестьянства, которое и раньше при "социалистических" и теперь при монетаристских экономических доктринах не имеет стимулов, не находится под действием принуждающих работать обстоятельств, до сих пор запросто обходится без интенсификации труда и вообще не желает брать на себя полную ответственность в с/х производстве. К тому же, произошла оккупация российского рынка импортными продовольственными товарами и сырьем, без которых нам грозит такой страшный дефицит и недоедание населения, что с аналогичными трудностями времена застоя СССР покажутся просто изобильными годами.
Перспективно для отечественного сельского хозяйства поворотный пункт связывается со стержнем излагаемой Программы экономических реформ созидательного периода, а именно - введение обоснованных жестких цен, в данном случае, на с/х продукцию и прекращение напрасных дотаций или «не дай бог» удушения собственного производства. Цены будут определяться по описанной выше методике (см. параграф 11) на основе взятых из шкалы номинальных зарплат крестьян в месяц, но с оглядкой на календарный год там где соответствующая периодичность урожая. В итоге после установления обоснованных цен у крестьян не будет особенного выбора, кроме как начать трудиться эффективнее и зарабатывать больше. Если это удастся сделать в составе колхозов или совхозов (преобразованных в народные (кооперативные) с/х предприятия в соответствии с параграфом 12), то такая форма организации сохранится как конкурентно способная экономически и исторически. Если же нет, то сами крестьяне (чаще наиболее самостоятельные, активные и трудолюбивые) захотят стать независимыми фермерами частниками. Вот тогда по-настоящему и встанет вопрос о владении землей, о разделе собственности и средств производства в аграрном секторе экономики.
Государством законодательно будет закреплено, что каждый крестьянин, становящийся фермером, имеет право получить практически любой по расположению и размеру участок бывшей колхозной или совхозной земли по месту предыдущей работы (возможные споры разрешаются в судах). Земля отдаётся бесплатно, но с последующей платой земельного налога. Земля отдаётся с правом наследования, но без права продажи. Т.е. действует бессрочная аренда земли, потому что земля с её недрами является общенародной собственностью всех россиян. Каждый крестьянин, становящийся фермером, также имеет право приобрести посредством товарно-денежных отношений (в том числе с оплатой в виде своего именного приватизационного чека, см. параграф 12) любые бывшие колхозные или совхозные постройки, технику и т.д. На всё это вместе с готовой продукцией фермера в дальнейшем будет распространяться абсолютное право его частной собственности.
Совокупность намеченных мер поможет духовному оздоровлению сельских жителей, приведет к росту производительности труда, удешевлению с/х продукции, кардинальному увеличению объемов выпуска и качества продуктов питания, и в конечном итоге вернет продовольственную независимость России.

 

15. Внутренняя и внешняя торговля. Курс рубля.

Об отечественных товарах и продовольствии. Известно, что розничная цена товара превышает отпускную цену производителя товара на величину затрат на перевозку, хранение, торговые операции и пр. Эти затраты будут определяться государственными органами в обоснованных ценах услуг, причем для лишних посредников-бездельников не будет предусматриваться ни одной дополнительной копейки в наценках, а затраты по продаже будут рассчитываться исходя из шкалы номинальных зарплат торговых работников, см. параграф 11. Обоснованные розничные цены (их жесткие верхние пределы) будут устанавливаться государством и местными органами власти. Все предприятия торговли будут переведены на хозрасчет и приватизированы (см. параграф 12). В итоге, прибыль у торговли будет тем больше, чем больше будет продано товара, чем меньше будут сопутствующие издержки на перевозку, хранение и пр., чем меньше будут оптовые отпускные цены (по договоренности с производителем), причем в условиях общеизвестных стабильных розничных цен, обязательных и в магазинах, и на любом товарном рынке. Всё это будет способствовать позитивному экономическому развитию России.
По-другому будет организована торговля предметами "роскоши" российского производства (автомобили, радиоаппаратура и т.п.), на которые будут свободные цены, вытекающие из баланса спроса и предложения. Из-за объективного для РФ товарного дефицита на первых порах свободная рыночная розничная цена будет больше, чем затратно обоснованная контрольная розничная цена товара. Последняя, кстати, также будет указываться на магазинных ценниках. После продажи подобного товара разница между этими ценами будет уходить по половине в местный и центральный бюджеты. А производитель предметов "роскоши", промежуточные звенья и торговля поделят между собой денежную выручку лишь в размере затратно обоснованной ограниченной розничной цены. Таким образом, и рынок будет сбалансирован, и будет задействован экономический подгоняющий "кнут" цен, являющийся общеприменяемым основополагающим инструментом в концепции Программы прогрессивных экономических реформ. Без такого "кнута" перечисленные субъекты экономики не займутся серьезным улучшением своей работы. Сравним : в обычных условиях монополисты поддерживают дефицито обусловленный рост свободных цен и без дополнительных усилий получают повышенные доходы полностью в свой карман, поэтому позволяют себе не думать о путях реального развития по валовым и качественным показателям ; а в созидательный период «этот номер у них не пройдет», и монополистам придется «взяться за ум» в особых внешних условиях, специально создаваемых государственной властью, предопределяемых научным знанием, и охарактеризованных отчасти в настоящей публикации.
В стартовой ситуации низко эффективного отечественного производства и остальных субъектов экономики, несвободные обоснованные розничные цены на обычные ходовые товары будут относительно высокими и балансно объективными. Поэтому для спекулятивной по-советски торговли из-под полы (по типу фарцовки и продавщических махинаций эпохи "застоя" в СССР) не будет экономической почвы. Свободные цены на предметы "роскоши" будут дополнительно завышенными рыночно, так что о традиционной спекуляции не может быть и речи. Но возможна «спекуляция наоборот» : кое-кто наверняка захочет продать предмет "роскоши" по цене, которая будет даже меньше официальной свободной магазинной цены ; но продать тайком, чтобы сохранить у себя всю выручку, т.е. не отдавать её часть в бюджеты как положено. Вот на такую спекуляцию будут нацелены со стороны государства соответствующие предупредительные меры и средства борьбы.
До сих пор в данном параграфе шла речь об отечественных товарах и продуктах питания. Отдельный вопрос касается торговли на территории России в созидательный период импортным ширпотребом, что поначалу необходимо для наполнения внутреннего товарного рынка. Розничная цена импорта в новых рублях будет поставлена заметно больше розничной цены в новых рублях аналогичного российского товара. Соответствующие ассортиментные коэффициенты-множители будут установлены государством. Т.е. цены на ввезенные импортные товары также будут фиксированными в магазинах. Импортное более привлекательно для покупателя по качеству, и чтобы помочь развиваться российским производителям и способствовать сперва внутренней конкурентно способности нашей продукции по соотношению «цена+качество» просто необходимо административно держать цены на импортное более высокими, причем от этого избыточные доходы будут принадлежать государству (здесь нам Всемирная Торговая Организация не указ). Наряду с правильным валютным курсом нового рубля этот принцип гарантированно обеспечит доходы коммерческим фирмам-поставщикам импорта и отдельным «челнокам», не говоря уже о приросте доходной части бюджета России. Но незаслуженных сверхприбылей у посредников, торгующих импортным ширпотребом, не будет (в отличие от практики либеральных реформ при президентстве Б.Ельцина и В.Путина, см. колонку 1 табл.1). Соблюдающие справедливость в этом вопросе мероприятия будущего государства в созидательный период будут подобны правилам чрезвычайного периода начала восстановления реальной экономики, см. правую колонку табл.1 к книге.
Во времена либеральных буржуазных реформ в РФ иностранные валюты не были официальным средством платежей, но свободно обменивались на монетаристские рубли в обменных пунктах в каждом закоулке России. В созидательный период прогрессивных преобразований в России единственным средством платежей будут новые рубли, а все местные обменные валютные пункты будут аннулированы. Т.е. любое хождение иностранных валют по стране будет полностью прекращено. Обмен новых рублей на валюту будет производиться только в немногих государственных пунктах в основном безналичной электронной покупки-продажи валюты для юридических и физических лиц, намеренных сделать закупки импортных товаров за рубежом, или при неделовых поездках за границу (с получением наличной валюты на пограничных таможенных постах РФ). Курс нового рубля, например к доллару США ($), будет фиксированным на некотором отрезке времени и периодически будет пересматриваться будущим Правительством России.
Не секрет для понимающих, что валютный курс российского рубля получается различным в зависимости от того, на какой основе его определяют : или во многом искусственными манипуляциями на формальном банковском валютном рынке (подверженном вредному влиянию такого переменчивого оторванного от реальной экономики страны фактора, как мировые цены на сырье) ; или из объективных показателей текущего состояния и силы всей экономики страны на фоне наиболее промышленно развитых государств. Именно в последнем случае можно говорить об истинном курсе рубля и потенциальной внешней его конвертируемости. Этим и будет руководствоваться новая власть РФ в своей валютной политике. Методический подход здесь следующий. В созидательный период средняя зарплата россиян будет 200 новых рублей за месяц , а средняя зарплата в США примерно 3000 $ в месяц. Казалось бы, новый рубль должен быть очень дорогим в долларах США порядка 15 $ за один новый рубль. Но в современных стартовых условиях россияне и наша реальная экономика работают хуже и менее производительно по сравнению с США , и поэтому экономически правильнее определять курс нового рубля, к примеру, по ценам на готовую продукцию (в частности на ширпотреб) в каждой стране. Один и тот же товар будет иметь себестоимость у нас в новых рублях примерно столько же, сколько этот товар стоит американскому производителю в долларах. Отсюда, в созидательный период первоначально должен быть установлен фиксированный курс нового рубля к доллару США, как «один к одному».
Но этот валютный курс будет действовать только первые 3 года созидательного периода. На следующую трёхлетку все цены в новых рублях будут закономерно сильно снижены (см. параграф 11), а средняя зарплата россиян будет колебаться на том же уровне в 200 новых рублей. Ясно, что по итогам скачка (не вверх, а вниз) цен новый рубль объективно подорожает и сам по себе в смысле товарного его наполнения, и по отношению к доллару США : один новый рубль будет равен нескольким американским долларам. Тенденция роста курса нового рубля будет продолжаться с каждой наступающей трёхлеткой. К концу созидательного периода курс нового рубля должен стать единым по всем базисным аспектам и соответствующим точной пропорции средних зарплат в разных странах : один новый рубль будет стоить оценочно для конкретности 3000/200 = 15 $. Как видим, предлагаемая Программа экономических реформ в России также и в рассматриваемой валютной проблематике опирается на строго научный метод ассимптотического приближения к правильному математическому и ему же целевому экономическому результату.
Только после окончания созидательного периода через 10?15 лет вдохновенной напряженной работы цены в России сопоставительно приблизятся к мировым ценам при общей мощи российской реальной экономики. И тогда уже можно будет вводить полную свободу обменного обращения иностранных валют на территории России. А главное, одновременно станет фактом внешняя конвертируемость нового рубля, которая будет сопровождаться наличием в мире спроса на новые рубли у иностранных субъектов бизнеса вследствие наличия спроса в мире на высокотехнологические товары из возрожденной России в грядущем после “демократического” режима. [В противоположность здравому правдивому подходу, вечно вчерашние либеральные монетаристы подменили понятие внешней истинной конвертируемости российского рубля (на которую они «замахнулись», но которая не может возникнуть мгновенно и из ничего без достойного) на практику самоудовлетворяющегося злокачественного обособленного валютного рынка, охватившего за считанные месяцы всю постсоветскую Россию, дутого из нефте-долларов и окончательно гробящего реальную российскую экономику укреплением курса рубля. И вот такой “величественно” “крепкий” рубль с претензией на роль мировой валюты и весь такой валютный рынок в купе с другими подобными "достижениями" всепородные монетаристы имеют наглость и глупость пропагандировать в качестве своей заслуги перед страной и народом. Но окончательную оценку всему содеянному дадут Время и История.]
Несколько слов о дополнительной защите полноты внутреннего товарного рынка России во время прогрессивных реформ новой государственной власти. Отдельные предприятия будут продаваться государством (помимо процедур из параграфа 12) в руки серьезных заграничных владельцев, которые к тому же будут расплачиваться в иностранной валюте, которая лишней не бывает. При этом будет заранее оговариваться, что заграничный хозяин может распоряжаться по своему усмотрению (в смысле, отправлять за пределы России) не более 1/3 продукции, а зарплату нашим рабочим должен платить в новых рублях. Кроме того, все финансовые операции внутри РФ иностранный инвестор может осуществлять только в новых рублях. Когда у него на счетах много долларов и мало рублей, то ему придется обменять свои доллары на наши рубли. Все это будет способствовать укреплению позиций нового рубля сначала внутри России, где иностранные валюты не должны «править бал», и постепенно на мировой арене экономики.
Продолжая тему экспорта из России во время созидательного периода, скажем, что наши товары будут продаваться за рубеж на Запад только за конвертируемую валюту, а с развивающимися странами, со странами Восточной Европы, со странами ближнего зарубежья будет по договоренности валютный или рублёвый расчет, или безденежный товарный обмен по соотношениям мировых цен. Это касается операций и государства в целом, и отдельных российских предприятий. Любое отечественное предприятие-производитель будет вправе до 10% выпускаемой продукции поставлять за рубеж. Если предприятие выпускает продукцию, имеющуюся в достаточном количестве в торговой сети в РФ, то ему будет разрешено продавать за границу значительно больший процент объемов производства. Валютная экспортная выручка российских предприятий по их желанию может оставаться на их валютных счетах и может использоваться ими для последующей закупки передовой техники и технологии на Западе. Естественно, с описанных предприятий будет взиматься соответствующая часть федеральных налогов в валюте.

 

16. Государственные структуры, гос.заказ.

Часть важнейших предприятий оборонного комплекса, транспорта, энергетики и т.п., с соответствующими министерствами останутся в ведении государства. Субъекты управления здесь будут следующие : государство – общенародный собственник ; правительство РФ – исполнительный орган управления ; государственное министерство – аппарат чиновников, призванный обеспечить выполнение государственных планов развития ; на всех государственных предприятиях - администрация и трудовой коллектив. Каждая промежуточная структура на своем уровне несет ответственность за решение поставленных задач. Одновременно обязателен учет интересов нижестоящих субъектов. Иными словами, любое руководство может быть заменено или из-за срыва заданий, или из-за обоснованных претензий подчиненных.
Специальной программы где-то нужной конверсии «оборонки» не будет. Приватизированные перед созидательным периодом (см. параграф 12) предприятия ставшие самостоятельными сами найдут точки приложения своего технического потенциала и производственных мощностей. В случае же малой плановой загрузки государственных предприятий и неспособности их администрации найти достойное применение возможностям предприятия и трудового коллектива - государство в противоположность тому чтобы позволять администрации сокращать численность работающих, в первую очередь поможет трудовому коллективу избавиться от бездарного руководства предприятия с заменой его на новое. Все реально встающие на путь конверсии получат помощь от государства кредитами и пр.
В масштабах всей страны на большинство видов продукции гос.заказов не будет. Гос.заказы будут распределяться лишь на такие предприятия (всех форм собственности), чья продукция необходима государству для исполнения его функций и для выполнения взятых перед народом обязательств справедливой государственной власти. Государство сможет загружать мощности подобных предприятий в пределе на все 100%, и естественно, со стороны государства предприятиям будет гарантирована сдельная оплата за выпуск продукции в обоснованных ценах (см. параграф 11). Фактически, это будут гос.закупки.
Одним из примеров применения аналогичного механизма будет жилищное строительство. Его экономическая сторона полностью находится в русле предлагаемой прогрессивной экономической реформы, см. концептуальные параграфы 11 и 12. Но одного этого мало. Здесь нужны административные рычаги, т.е. гос.заказ или даже гос.приказ. Ведь строителям, может случиться, потенциально будет выгоднее строить офисы, а государству надо в кратчайшие сроки обеспечить всех граждан России достойным жильем. Поэтому государство предоставит местным выборным органам власти право задействовать до 90% всех мощностей строительной индустрии своих регионов на ремонт и новое строительство объектов социальной инфраструктуры и жилья, которое в созидательный период будет предоставляться гражданам бесплатно.
Уровень целевой загрузки строительных организаций (независимо от их ведомственной и иной подчиненности), необходимый для решения жилищной проблемы в данном регионе, определяется соответствующими выборными органами власти исходя из имеющихся строительных мощностей. Установленный ежегодный товарный объем такой загрузки остается неизменным в течение первых трёх лет созидательного периода. Перед началом следующей трёхлетки этот объем пересматривается. Не привлеченные к возведению жилья строительные мощности, а также весь прирост мощностей на протяжение трёхлетки - строительные организации могут использовать по своему усмотрению через договоры с любыми заказчиками. Только после решения (по-крупному) жилищной проблемы в конце созидательного периода государство разрешит функционирование свободного рынка жилья, к которому окажутся подготовленными и заслуженно разбогатевшие к тому времени все россияне.
Ещё об обязательствах новой государственной власти перед народом. В частности, огромными темпами будет количественно и качественно развиваться сфера здравоохранения, ныне находящаяся в плачевном функциональном состоянии несмотря на демагогические лицемерные обещания улучшений и несмотря на точечные подачки «от щедрот своих» со стороны “демократов” и “государственников” благодаря прихлынувшему к ним переизбытку нефте-долларов. В чрезвычайный, в подготовительный и в созидательный периоды до свершения лечебной независимости (по аналогии с продовольственной независимостью) России – все тяжелобольные граждане, которым у нас не может быть оказана передовая медицинская помощь в том числе из-за страшного недостатка мест лечения, будут за государственный счет направляться для выздоровления в современные заграничные клиники. С этой целью будет действовать специализированный государственный валютный фонд. Друзьям, родственникам и лично тяжелобольным не надо будет (как сейчас) вымаливать финансовой помощи у богатеньких посторонних, например,у "новых русских". [Тяжелобольные вымаливают те деньги, которые по правде заведомо обязаны были принадлежать им и быть ихними, но были у них сперва украдены и присвоены немногими обогатившимися из нефте-долларов. По правде же, нефте-доллары и блага из них заведомо обязаны быть общенародным достоянием, т.е. равнодоступным достоянием каждого россиянина , здесь в лице тяжелобольного. “Новые русские” сначала явно и неявно на миллионы обокрали всех остальных и зажили припеваючи бессовестно, а потом изредка напоказ или для самолюбования анонимно жертвуют по их масштабам крохи, чтобы покрасоваться перед другими людьми и польстить самим себе в образе личных честности, доброты и щедрости - мнимых.]

 

17. Денежная реформа.

Денежная реформа будет проведена в два этапа. На первом этапе до старта созидательного периода всем гражданам будут обменены старые ценные бумаги, финансовые документы и старые деньги на новые рубли. Например немаловажно, что советские сберкнижки, открытые до 1991 года и сохранившиеся, будут заменены новыми сберкнижками на сумму в новых рублях, точно равную сумме в советских рублях (но за вычетом полученных компенсационных выплат либерального времени). Для основного поголовного обмена денег что-то должно быть взято за базовое соотношение денег. Можно опереться на следующую обменную пропорцию : стоимость российского легкового автомобиля до начала подготовительного периода прогрессивных реформ (Nо тысяч монетаристских рублей) /делить/ на стоимость аналогичного отечественного легкового автомобиля в советское время (округляя примерно 10 тысяч советских рублей, к которым по весомости приравниваются новые российские рубли денежной реформы) :
N = Nо / 10 . (На момент издания настоящей книги по порядку N~30.)
Таким образом, в ходе денежной реформы каждый гражданин при обмене своей суммы монетаристских рублей получит в N раз меньшую сумму в новых рублях. Принципиально важная особенность первого этапа денежной реформы – общий капитал одного человека в новых рублях будет ограничен величиной 10 тысяч новых рублей, куда входят все новые деньги (наличные плюс безналичные, включая перешедшие с советских сберкнижек).
Поясним всё на примере : пусть у гражданина сохранилась советская сберкнижка на сумму 6 тысяч советских рублей, тогда он получит новую сберкнижку с суммой 6 тысяч новых рублей ; если у данного гражданина к тому же есть российские монетаристские рубли на руках и (или) на счетах, то при их обмене он получит пропорциональное по коэффициенту N количество новых рублей, но в данном примере не более 4 тысяч новых рублей ; т.е. общая сумма всего будет максимум 10 тысяч новых рублей после денежной реформы. Это много, т.к. эквивалентно всевременной статусной дороговизне легкового автомобиля, и кроме того нельзя забывать, что в созидательный период новые зарплаты будут около 200 новых рублей в месяц, и новые потребительские цены в новой России (см. параграфы 10 и 11) будут на соответственно низком числовом уровне в новых рублях. В рамках денежной реформы к обмену можно будет предъявить почти все старые денежные знаки, бывшие в хождении еще с советских времен (в том числе, курьёзно обвиненные до-ПАВЛОВские советские 50-ти и 100-рублевые купюры, которые будут обменены «один к одному» на новые рубли).
С учетом результатов первого этапа денежной реформы, исходя из объема появившихся новых денег относительно имевшейся у населения до денежной реформы массы российских монетаристских денег, а также с учетом иных экономических реалий, будут в нужной пропорции обменены наличные и безналичные финансовые средства всех предприятий, банков и прочих юридических лиц РФ перед вступлением нашей страны в главный созидательный период по выдвинутой Программе экономических реформ.
Чуть позднее уже в ходе созидательного периода будет проведен второй этап, завершающий полномасштабную денежную реформу. На этом этапе специальным государственным учреждением будут приниматься на рассмотрение заявления от заслуженных людей - рабочих с тяжелыми условиями труда, спортсменов, людей искусства, крупных ученых, организаторов производства и других - на предмет дополнительного (к лимиту в 10 тысяч новых рублей) обмена старых ценных бумаг и старых денег на новые рубли. По выше приведенным правилам будет осуществляться обмен в пределах добавочной суммы не более 20 тысяч новых рублей. После второго этапа денежной реформы все необмененные старые денежные документы (особенно, акции либеральных времен) потеряют юридическую и финансовую силу (тем более, что в ходе прогрессивной экономической реформы все результаты “демократической” приватизации предшествующих лет будут пересмотрены на изложенных в параграфе 12 новых принципах).
Еще одна немаловажная тема. К началу созидательного периода все пенсии будут рассчитаны заново для выплат в новых рублях. Перерасчет будет проводиться на основании зарплатно лучших пяти лет трудовой деятельности каждого пенсионера. Конкретной профессии и должности, бывшей у пенсионера в течение этих пяти лет, независимо от срока давности выхода на пенсию будет поставлена в соответствие номинальная зарплата из шкалы, о которой говорилось в параграфе 11. Новая пенсия составит от номинальной зарплаты новыми рублями 50% процентов и более, в зависимости от общего трудового стажа и других особых заслуг конкретного пенсионера. Новые пенсии в новых рублях начнут выплачиваться государством сразу после наступления созидательного периода (см. параграф 10). Таким образом, на созидательный период все экономические и финансовые механизмы будут выстроены и взаимоувязаны.

 

18. Общие комментарии к Программе
    экономических реформ в России.

Не нужно доказывать существование специфических особенностей, присущих каждой отдельно взятой стране в конкретный исторический момент, а также обязательное наличие одного наилучшего варианта решения любой проблемы при всем многообразии формально возможных решений. Важно уметь найти правильный гармоничный вариант решения, в данном случае в экономике. При беглом поверхностном знакомстве, представленная Программа экономических реформ в России выглядит антирыночной. Одно только упоминание в ней необходимости фиксирования цен способно вызвать отторжение у окаменелых рыночников-монетаристов-либералов. Но если вдуматься во внутреннюю сущность Программы, то нельзя не заметить, что в созидательный период основное звено живой экономики (предприятие-производитель) ставится в объективные и достаточно жесткие условия конкуренции, правда главным образом, самого себя сегодняшнего с самим собой вчерашним, т.к. отсутствуют российские конкуренты из-за монополизма, и присутствует дефицит отечественной продукции, а с другой стороны импортная продукция не должна доминировать (но «что поделаешь», если всё это данности нашей экономики, от которых не прятаться надо, а надо исходить из них при выработке политики действий). Пусть не совсем традиционная, но для нас единственно работоспособная “искусственная” конкуренция может быть инициирована только схожими с Программой средствами. Плоды такой включенной конкуренции тогда уже не заставят себя ждать.
Наполнение рынка товарами : не иллюзорное, потому что люди не могут их купить из-за высоких свободных цен ("шоковая терапия" от дефицита) ; не зависимое от импорта и притока нефте-долларов; а подлинное наполнение рынка за счет увеличения собственного выпуска товаров (по предлагаемой Программе экономических реформ в России) - вот что способно создать условия для формирования цивилизованных рыночных отношений в РФ. Немедленное освобождение цен было самоцелью для тех, кто надеялся без особого труда возглавить мечтаемый самопроизвольный подъем реальной экономики и предстать спасителями России, поборовшими "темные красные силы". Но такое и близкие к нему решения слишком простые, лежащие на поверхности, однако в нетривиальной российской ситуации заведомо ошибочные. Теперь уже это можно констатировать пост-фактум, когда российская экономика, “выздоравливая и поднимаясь” , изуродовалась в паразитирующую на нефте-долларах и в неумирающую только благодаря потреблению воцарившегося импорта.
Губительные последствия содеянного монетаристами в России (а не блистательные достижения по одурманивающей пропаганде монетаристов) доказывают, что всё обстоит намного сложнее, и для достижения немнимого успеха требовалось и требуется намного больше, чем одним указом освободить цены, а затем закономерно оказаться быть втянутым в полосу бесконечного латания неизбежно появляющихся дыр в экономике и финансах страны. При ставшей уже историей либеральной политике выбор перспектив сузился до двух «зол» : или бешеная инфляция, совместно с массовой остановкой производства ; или под соблазном нефте-долларов кабала от импорта, совместно с массовой остановкой производства ; причем обе эти «золы» неотрывны друг от друга. И то, и другое оборачивается фактическим отсутствием позитивных реформ. И то, и другое сопровождается стремительным обнищанием большинства слоев народа, а также сопровождается огосударствливанием мафии и омафиозниванием государства. И то, и другое (если наконец не переломить опасные тенденции) гарантирует России незавидную судьбу «на завтра» : или любого сорта диктатуру в стране, или всесферную катастрофу с разрушением страны, или прозябание десятилетиями, а может быть, и навсегда. Но что удивительно, даже в преддверие 2010-х годов находятся люди (какие по скудоумию, какие из-за своей запрограммированности, какие корысти ради), которые не признают изначальную вообще, проявившуюся по жизни ошибочность политики "шоковой терапии" , и которые настаивают на доведении до полного конца (остается вопрос – чем в итоге закончится этот конец – не концом ли для России) того "великого дела", что было начато Б.Ельциным, Е.Гайдаром, А.Чубайсом и другими “героями” в далеком 1991 году.
Из представленных в данной книге материалов следует, что быстрый (по историческим меркам) подлинный успех подлинных экономических реформ в России возможен только при титаническом труде будующего нового государственного аппарата власти по организации подъема нашей реальной экономики силами всех россиян. Также не нужно отказываться от некоторых форм помощи Запада, и скорее, это должны быть не валютные кредиты стране или отстёгивание нефте-долларов, а взаимовыгодные конкретные инвестиции, техническая помощь, консультации по актуальным проблемам со стороны опытных западных специалистов в области экономики, финансов, управления, менеджмента.
Основные положения обозначенной Программы экономических реформ в России были выработаны автором еще в 1991 году, как независимое научное изыскание и как альтернатива монетаристскому пути. Столько времени оказалось потеряно для прогрессивных антимонетаристских реформ. Да ладно бы просто было потеряно время. Хуже того, распоясавшиеся “демократы” катастрофически ухудшили ситуацию в реальной экономике даже по сравнению с закатом советской системы, они же помогли размножиться и окрепнуть всякого рода аморальным элементам и преступникам. Так что особенно в случае форс-мажорных обстоятельств Россию теперь уже может спасти только чудо, и его имя «Программа экономических реформ в России». Но помимо плохой новости о потерянном времени, есть и хорошая новость. Хорошо хотя бы то, что прошедшее время на многое и многим открыло глаза. Здоровая часть российского общества давно готова поддержать тот бесспорный конценсусный вариант реформ, который приведет к истинному возрождению, развитию и процветанию России. В процессе построения идеологии такого варианта реформ, по убеждению автора, настоящая книга может послужить научной основой.